Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Сон

Стихотворение «Сон» — одно из тех пророческих произведений, которые доходят до многих поэтов и связаны с его смертью. Краткий анализ «Сна» по замыслу раскрывает перед читателями мир поэтического предвидения и показывает, как этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.

История создания — это стихотворение было написано незадолго до смерти Лермонтова, в 1841 году.

Тема поэмы — смерть как конец жизни, мистическая и роковая.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть; во втором красивая девушка видит в своем видении ту же картину.

Жанр — лирическая поэзия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты: «полуденный зной», «желтые вершины», «мертвый сон», «ночник», «молодые жены», «молодая душа», «родовой труп”.

Метафоры: «рана дымилась», «кровь сочилась по каплям», «уступы скал громоздились», «душа погружается в грустный сон», «рана чернеет”.

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, ставшую для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему тетрадку и попросил принести ее, полную стихов. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить просьбу друга, искренне желавшего поднять ему настроение. В результате в этой тетради оказались почти все стихотворения, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе «Сон», написанный в 1841 году.

Как и у многих писателей, у Лермонтова были мистические предчувствия своей смерти. Работа посвящена им. Она была напечатана через два года после роковой для него дуэли, в 1843 году в журнале «Отечественные записки”.

Тема

Стихотворение посвящено теме смерти, и автор почти точно описывает собственную смерть. Может быть, он искал ее; Всем известно, что очень несчастный в кавказской ссылке и обеспокоенный перспективой ухода со службы, Михаил Юрьевич затевал драки со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение — проявление лермонтовского фатализма: поэт считал свою смерть неизбежной и просто подробно предсказывал ее. Это основная идея «Сна”.

Композиция

Композиционно это произведение из пяти строф разделено на две неравные части: в первой две строфы, во второй — три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, получившего ранение в грудь. Очевидно, это произошло недавно — кровь, вытекающая из раны, еще теплая, она не успела ни высохнуть, ни проникнуть в землю. Лирический герой видит себя и после смерти одиноким, лежащим посреди песчаной долины, рядом с его телом нет даже убийцы. Герой впал в вечный сон и видит прекрасный образ.

С этого образа начинается вторая часть композиции. На его родной стороне до сих пор не знают о его смерти: идет вечеринка и девушки радостно рассказывают о лирическом герое. И только один не разделяет общего игривого настроения. Она подумала об этом и как бы провалилась в сон, но на самом деле это предчувствие — она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция закручивается своеобразно: перед молодой женщиной предстает тело юноши, то есть читатель как бы «видит» его снова, но уже другими глазами. К тому же такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все закончится хорошо — автор показывает, что случилось неизбежное.
Михаил Юрьевич написал «Сон» пятистопным ямбом, используя перекрестную рифму.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором отражены мысли автора о жизни и смерти. Автор описывает несуществующий образ, но как будто все было на самом деле, как будто лирический герой стал свидетелем собственной смерти, которая произойдет очень скоро.

Вместе с тем сон, о котором говорит поэт, приобретает и совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в иную реальность, во второй — предчувствие, предвидение.

Средства выразительности

Пути, используемые Лермонтовым, необходимы для того, чтобы созданный им образ был ярким и выразительным.

  • Эпитеты: «полуденный зной», «желтые вершины», «мертвый сон», «ночник», «молодые жены», «молодая душа», «родовой труп”.
  • Метафоры: «рана дымилась», «кровь сочилась по каплям», «уступы скал громоздились», «душа погружается в грустный сон», «рана чернеет”.

С их помощью создается мрачная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть