Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова

Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» посвящена смерти А. С. Пушкина. В стихотворении Лермонтов оплакивает смерть великого поэта и обвиняет в этом все окружающее светское общество. Краткий и развернутый разбор «Смерти поэта» по плану можно использовать для подготовки к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем прочитать стихотворение «Смерть поэта.

История создания — 1837 год, написанная на смерть Александра Сергеевича Пушкина.

Тема — смерть великого поэта.

Композиция: написана в форме лирического монолога, сочетает в себе разные по размеру и ритму строфы, объединенные общей идеей.

Жанр — Литературоведы определяют жанр этого произведения по-разному: одни определяют его как политическую оду, другие считают, что это сочетание элегии и сатиры (эпиграммы), третьи относят к лирико-эпическому жанру.

Стихотворный размер: первая часть – ямб четырехстопный, вторая – несколько стоп: пяти-, шестистопный ямб.

Метафоры: «золотой звук», «торжественный увядший венец», «ловящий счастье и чины», «унесенный могилой», «печать на губах”.

Эпитеты: «смелый безвозмездный дар», «чудесный гений», «кровавый миг», «глухая ревность», «жгучие страсти», «мелкие клеветники», «пустое сердце», «страшный суд», «черная кровь”.

Метонимия – «со свинцом в груди“.

История создания

Это стихотворение посвящено А. С. Пушкину, его трагической гибели. Она была написана в январе 1837 года, через несколько дней после того, как Лермонтов узнал о злополучной дуэли. Потрясенный трагедией, бессмысленной смертью великого человека, а также слухами, наполнившими «обе столицы», поэт пишет трогательное и гневное стихотворение, в котором обвиняет общество в потере бесценного для России поэта.

Она молниеносно распространяется в высшем свете, переписывается в тысячах экземпляров, переходит из уст в уста, доходит до императора Николая I. Полный вариант поэмы подается Государю с приговором о революционной направленности произведения. Лермонтова задерживают, через некоторое время ссылают на Кавказ за «непозволительную» поэзию.

Популярность молодого поэта на пике, его цитируют, им восхищаются, литературоведы видят в нем гения не меньше Пушкина. Жаль, что никогда не узнает тот, кому посвящено стихотворение. Поэт добавил к уже готовому стихотворению последние 16 строк, узнав, что общество одобряет действия Дантеса, оберегает его, не понимая исторической сути утраты. Поэма была впервые опубликована за границей в Германии в 1852 г., на русском языке напечатана без последних 16 строк в 1858 г., полный вариант — в 1860 г.

Тема

Основная тема поэмы – преждевременная утрата великого гения, масштабы которой невозможно постичь. Не только талант, но и доброе сердце, благородство, доверчивость и веру в людей, которыми отличился Пушкин, воспевает поэт. Строфа, посвященная Дантесу, несет недвусмысленный упрек в его низости и презрении к культуре России, которая ему не родна: «Смеясь, он демонстративно презирал язык и обычаи чужой земли». Брошенный в Россию «за счастьем и чинами ловить», человек с «пустым сердцем», он даже не представлял, с кем ему предстоит воевать… «Я не мог тогда понять того кровавого, на кого он поднял руку!”.

Трагическая случайность, недостойное поведение по отношению к человеку, который, несмотря на свои слабости, был великим гением: все это не оправдывает Дантеса. Он не виновник, а всего лишь инструмент в руках интриганов и завистников. Пушкин не в первый раз сталкивается с обществом, ему не чуждо одиночество, но такой трагедии никто не ожидал — слишком высока цена. Лирический герой потерян, он не верит в случившееся, он несколько раз повторяет факт смерти, как будто хочет поверить в происходящее, принять его. В последней строфе поэт открыто говорит о невозможности справедливого суда и верит в высший неподкупный суд, в котором убийцы и клеветники получат сполна.

Основная мысль в том, что жестокость людей способна совершать чудовищные ошибки, которые, к сожалению, уже невозможно исправить. Образ Пушкина отождествляется с образом Иисуса Христа, который также безвинно пострадал при жизни и был убит. Идея произведения заключается в том, чтобы показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его смерти виновато все общество.

Композиция

Лирический герой ведет монолог, посвященный смерти Пушкина, острый и суровый взгляд на происшедшее показывает весь размах трагедии, которую историки оценят позже. Стихотворение, состоящее из нескольких структурных частей разной рифмы, размера и ритма, писалось в несколько этапов. В первой строфе лирический герой оплакивает смерть товарища-купца; это эмоционально и трогательно. Не могу поверить в то, что произошло, подавленный и потерянный. Он использует разнообразные художественные приемы для достижения цели: передать свое мнение о значении Пушкина в русской литературе.

Следующая строфа затрагивает личность Дантеса, характеризуя его как никчемного и беспринципного человека, о котором не стоит даже упоминать. В следующих строфах, меняя поэтический размер, Лермонтов непоследовательно и эмоционально рассуждает о причинах трагедии, задает вопросы, ответы на которые известны определенному кругу лиц… Он разоблачает общество, ставшее причиной смерти поэта. В последней строфе Лермонтов обращается к убийцам, напоминая о верховном суде, от которого никому не уйти.

Жанр

Литературоведы определяют жанр этого произведения по-разному: одни определяют его как политическую оду, другие считают, что это сочетание элегии и сатиры (эпиграммы), третьи относят к лирико-эпическому жанру.
Первая часть поэмы представляет собой элегию с чертами оды, вторая часть тяготеет к жанру эпиграммы. Стихотворение многогранно, выделить какой-то один жанр довольно сложно. Сочетание сатиры и элегии передает настроение поэта, узнавшего о страшной новости.

Средства выразительности

Эпитеты подчеркивают ораторский монолог Лермонтова: «смелый и безвозмездный дар», «чудесный гений», «кровавый миг», «глухая ревность», «жгучие страсти», «мелкие клеветники», «страшный суд», «пустое сердце» и другие.

Метафоры ловко скрывают и сдерживают авторский гнев, облекая его в нужные острые образы: «звон золота», «торжественный увядший венец», «ловушка счастья и чинов», «унесенная могилой», «его печать на его губы”.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть