Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева
Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчев
Стихотворение «Silentium!» она подверглась большому количеству самых противоречивых интерпретаций и до сих пор считается самой загадочной в творчестве Тютчева. Краткий анализ «Силентиума» по плану на уроке русской литературы в 10 классе может быть использован для того, чтобы дать учащимся представление об этом произведении.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Silentium.
История создания — Точная дата ее написания неизвестна, но датируется она примерно 1830 годом. Впервые в печати она была опубликована спустя три года в газете «Молва”.
Тема поэмы – сохранение духовного мира от одного из внешних воздействий, противопоставление окружающей среде и сохранение внутренних сокровищ.
Композиция состоит из трех частей, и сам Тютчев делит ее, заканчивая каждую часть словами «и молчи!”.
Жанр – лирическая поэзия.
Стихотворный размер — четырехстопный ямб с пиррихом.
Метафоры: «поднимаются и входят», «сердце само выразится», «взорвавшись, потревожишь ключи», «они питаются ими и молчат», «в твоей душе целый мир», «они оглохнет от шума», «послушайте их песню”.
Эпитеты — «в глубине души”
Сравнение «как звезды ночью”.
История создания
История создания умалчивает о точной дате написания поэмы, но традиционно она восходит к 1830 году. Однако это произведение имело сразу несколько изданий: дважды оно печаталось в «Современнике» и один раз в газете «Молва». Именно в этом издании оно было впервые напечатано в 1833 году. Любопытно, что при втором опубликовании в «Современнике» в 16-й строфе была допущена ошибка.
Интересно, что его имя, которое переводится как «Молчание», имеет еще один нюанс значения — именно этим латинским словом призывали к порядку студентов классических немецких университетов. Таким образом, его можно трактовать не только как призыв к тишине, но и как указание на необходимость слушать. Эта интерпретация основана на том, что Тютчев когда-то долгое время жил в Германии и посещал множество лекций в главном университете Мюнхена.
Тема
Стихотворение посвящено теме, которая волновала многих поэтов, — одиночеству творческой личности и необходимости беречь свой внутренний мир, сохранять свою целостность. Последнюю мысль Тютчев выражает весьма категорично, употребляя повелительное наклонение.
Помимо основной мысли, в стихотворении есть и другие, которые развивает автор. Так вот, он говорит о лжи, которую можно считать второстепенной темой. Тютчев говорит, что только молчание помогает мыслям (а значит и поэзии) освободиться от суетных мыслей и привычного желания угодить, которое присуще всем людям, в том числе и тем, кто пишет стихи.
Композиция
Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждую из которых можно считать самостоятельным произведением, но тематическое единство делает их единым произведением, объединенным общей мыслью. Но есть и формальный объединяющий прием: это глагол «молчать», который употребляется в конце каждой строфы в повелительном наклонении.
Так, композиция «Silentium!» — в трех частях, где первая часть — призыв лирического героя к читателю: он велит ему заткнуться, никому не открывать свою душу и порывы своего сердца. Вторая строфа защищает позицию, высказанную в первой: поэт объясняет читателю, почему он считает молчание необходимым.
Наконец, третья строфа показывает, что может случиться с человеком, решившим обнажить свою душу миру. Тютчев описывает все подстерегающие его угрозы и говорит, что лучшим выходом будет само молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Так что композиция своеобразно зациклена.
Стихотворный метр также играет важную роль: благодаря четырехстопному ямбу с перрихией сообщение поэта максимально просто и ясно, но в то же время убедительно. Рифма в паре с точной мужской рифмой также значительно упрощает восприятие.
Жанр
Жанр – лирическая поэма. В нем отчетливо звучат мысли и чувства лирического героя.
Средства выразительности
Для раскрытия мысли, вложенной в произведение, Тютчев использует разнообразные художественные средства, такие как:
- Метафоры: «поднимаются и входят», «сердце само выразится», «взорвавшись, потревожишь ключи», «они питаются ими и молчат», «в твоей душе целый мир», «они оглохнет от шума», «послушайте их песню”.
- Эпитеты — «в глубине души”
- Сравнение «как звезды ночью”.
Одна из строк этого стихотворения «Мысль сказанная есть ложь» быстро стала афоризмом, а также истинным авторским кредо Тютчева, считавшего, что только уединение помогает поэту творить и сохранять искренность.