Анализ стихотворения «Шёпот, робкое дыханье» Фета

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыхание» Фета

Стихотворение «Шепот, робкое дыхание» было продиктовано автору самой любовью. В стихотворении сочетаются любовная лирика и пейзаж. Предлагаем вам подробнее ознакомиться с произведением, прочитав краткий анализ «Шепот, робкий вздох!» по плану, который будет особенно полезен 10-классникам.

Краткий анализ

Перед прочтением этого анализа рекомендуем прочитать стихотворение «Шепот, робкое дыхание.

История создания: поэма написана в 1850 году, когда поэт испытывал нежные чувства к М. Лазич.

Тема стихотворения — любовные приключения, свидание в ночной тишине.

Композиция: анализируемое стихотворение условно разделено на зарисовки пейзажей и описание нежности между влюбленными. А. Фет не разграничивает эти сцены, а тесно их переплетает.

Жанр — лирическая поэзия.

Стихотворный размер: трохео в три и четыре стопы, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры: «серебро от ручья», «пурпур от розы в дымчатых облаках, отблеск янтаря».

Эпитеты: «ночник», «сонный ручей», «волшебные перемены», «милое лицо», «дымные тучи».

История создания

История создания связана с любовью поэта к Марии Лазич. А. Фет познакомился с девушкой летом 1848 г., когда служил на границе Херсонской и Киевской губерний. Молодого человека часто приглашали на танцы. В одном из них он увидел высокого стройного брюнета со смуглой кожей. Симпатия между молодыми людьми возникла с первого взгляда, вскоре переросла в серьезные отношения. Мария стала для Фета не только родственной душой, но и источником вдохновения.

Поэт собирался жениться на девушке, но из-за финансовых проблем влюбленные были вынуждены расстаться. Вскоре после разлуки М. Лазич умер. Пока неизвестно, был ли это несчастный случай или самоубийство. До конца своих дней Фет жалел, что не создал семью с Лазичем. Мария – та, кому посвящено не только анализируемое стихотворение, поэт писал для нее стихи до самой смерти.

Произведение «Шепот, робкое дыхание» было создано в 1850 году, когда молодые люди еще были в отношениях. Мария умерла в том же году.

Тема

В центре стихотворения темы любви и любви. Они традиционны для интимной лирики отечественной и мировой литературы. Заявленная тема раскрывается не только с помощью описаний внутреннего состояния влюбленных, поэт переплетает их с элементами пейзажа.

Лирический герой практически не проявляет себя, но страстное и нежное изображение любовной сцены говорит о том, что перед нами огненная натура. В первых строках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шепот, робкое дыхание». Разговор двух родственных душ дополняется «соловьиными трелями». Соловей – символ чистоты и любви, поэтому автор не зря упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, ритмично качающего свои воды, дает описание томности и нежности.

Во второй строфе более выразительна тема любви. Лирический герой подпускает читателя ближе, позволяя увидеть, как меняется «миленькое личико». В третьей строфе эмоции нарастают еще выше, между влюбленными накаляется страсть. Поэт говорит о поцелуях, смешанных со слезами. Почему они появляются перед счастливыми влюбленными? Тютчев считал, что именно слезы показывали наибольший накал страсти.

Композиция

Композиция произведения только на первый взгляд кажется простой. Стихотворение разделено всего на три четверостишия. Однако в трех четверостишиях автору удалось соединить элементы пейзажа и любовной лирики; в содержании стихотворения можно условно выделить два компонента.

Поэтический размер — вырез три и четыре фута. В тексте используется перекрестная рифма АБАБ, мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – лирическая поэма, так как в ней отсутствует сюжет и очень яркое эмоциональное начало. И наибольший накал чувств — слезы, как в природе, пик — рассвет. И рассвет, рассвет!

Средства выразительности

Особенностью анализируемого стихотворения является отсутствие глаголов. Эта техника позволяет замедлить события, придать им аромат спокойной ночи тишины и любви. Такое «ограничение» на набор слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воспроизведения чувств влюбленных. Языковые средства в этом стихотворении простые, состоят минимум из двух-трех слов.

В каждую строфу поэт вплетает метафору: «бесконечные тени», «в дымчатых облаках пурпур розы, отблеск янтаря». Нежность и страсть передаются с помощью эпитетов: «сонный ручей», «волшебные перемены», «сладкое лицо», «дымные облака».

Интонация первых двух куплетов мягкая, только в последнем куплете она нарастает, а последний куплет взрывается восклицанием. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Аллитерация звонких «м», «н», «р», «л» придает стихотворению мягкость. В последней строфе автор использует несколько слов с согласной «р», что отражает накал чувств между влюбленными.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть