Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева

Анализ стихотворения «Коршун поднялся с поляны» Тютчева

Ф. Тютчев известен как автор пейзажной лирики, но в его последних стихотворениях наряду с образами природы появляются и философские размышления. Примером такой поэзии является стихотворение «Коршун поднялся с поляны», изученное в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким разбором «Коршун поднялся с поляны» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением этого анализа рекомендуем прочитать стихотворение С поляны коршун поднялся.

История создания — Поэма написана в 1835 году, когда поэт находился в Мюнхене. Впервые опубликовано — 1879 г

Тема стихотворения — внутренняя свобода человека.

Композиция — Анализируемое стихотворение представляет собой монолог лирического героя, который можно разделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стихотворение разделено на два четверостишия.

Жанр — лирическая поэзия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, парная рифма: ААВВ.

Метафоры: «он покинул небо», «мать-природа дала ему два могучих и живых крыла», «я, царь земной, прирос к земле».

Эпитеты: «два могучих, два живых крыла».

История создания

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не рассчитывал вернуться в Россию, но знал, что та поездка ему еще предстоит. За границей он жил с любимой женой и, видимо, был счастлив, но что-то время от времени меня огорчало. Такое настроение вылилось на бумагу.

На создание стихотворения поэта натолкнуло наблюдение за воздушным змеем, который свободно летал над землей, постепенно покидая небо. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Детище Тютчева было опубликовано лишь спустя более сорока лет, в 1879 году.

Тема

В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихотворений, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями о философских проблемах. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему отсутствия у человека внутренней свободы, используя пейзажную зарисовку. Поэт реализует мысль о том, что только одному человеку кажется, что он царь земли. На самом деле он привязан к ней. Пока животные и птицы на свободе, человек «в поту и пыли», не в силах разорвать цепи общества.

В центре стихотворения лирический герой, наблюдающий за воздушным змеем. Птица легко поднимается с поляны, а затем летит прямо в небо. Она не видит преград, потому что ничто не удерживает ее на земле. Воздушный змей бесплатный, так что можно «выйти за пределы неба».

Когда птица исчезает из виду, лирический герой думает о собственной жизни. Проведите параллель между птицей и человеком. Герой считает, что сама природа дала коршуну крылья и свободу. Человеческая судьба не кажется ему столь радостной. Он царь земли, но он не может оставить ее. При таком положении вещей гордое звание исчезает.

Размышление о человеческой жизни лаконично. Создается впечатление, что автор лишь констатирует факт. Однако двух строк достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя, а также задумался над проблемой.

Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, предполагая слияние лирического героя с образом автора.

Композиция

Композиция стихотворения проста. Автор строит стих в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение разделено на две части: пейзажный зарисовку и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский подтекст. Части разные по объему, большая часть строк посвящена природе. Формально стихотворение состоит из двух четверостиший.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В стихотворении используется парная рифма AABB. Стихотворение содержит только мужские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как настроение монолога печальное, в последних строчках чувствуется разочарование.

Средства выразительности

Эскиз пейзажа, созданный Тютчевым художественными средствами. Они же являются основой отражения лирического героя.

В тексте преобладают метафоры: «он покинул небо», «мать-природа дала ему два могучих, два живых крыла», «я, царь земной, прирос к земле». В последней метафоре автор использует тавтологию, повторяя слово «земли». Такой прием не вредит слуху, наоборот, удачно подчеркивает ключевую мысль. Эпитетов в поэме немного, но они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «два могучих и больших крыла».

Речь лирического героя эмоциональна, поэтому важную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллитерация, например, полет птицы описывается словами, в которых преобладают согласные «с», «ш», «л»: «Все выше и выше, потом извивается — и вот уже пошло» за пределами неба». Создается впечатление, что эти согласные воспроизводят звук крыльев и образ плавного полета птицы.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть