Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Отечество

В стихотворении Лермонтова «Родина» выражена любовь к русскому народу и природе, передан глубокий личный патриотизм. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта, для которого характерны философские размышления. Полный и краткий разбор «Родины» по плану поможет подготовиться к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родена.

История создания: стихотворение написано как признание в любви к Отечеству в 1841 году, за несколько месяцев до смерти поэта.

Тема – любовь к родине, настоящий патриотизм.

Композиция: две разнообъемные строфы, содержащие философские размышления и признание в любви к родине.

Жанр — элегия.

Стихотворный размер — шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырехстопный с перекрестной рифмовкой (в произведении используется метод парной и кольцевой рифмовки). Преобладает женская рифма.

Метафоры: «слава, купленная кровью», «холодная тишина степей», «колыхающиеся леса без границ», «пара берез“.

Эпитеты: «темная древность», «заветные легенды», «приятные сны», «холодная тишина», «грустные деревни», «бескрайние леса», «росистый вечер”.

Сравнение — «разлив своих рек, как морей”.

История создания

В 1841 году Лермонтов вернулся с Кавказа в отпуск, чтобы решить проблему отставки и посвятить себя литературной работе. Длительное отсутствие на родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на написание прекраснейшего стихотворения — признания в любви. Простая русская красота природы настолько контрастировала с высокогорьем Кавказа, что поэт создал красивые, трогательные и искренние строки.

Она была написана 13 марта и изначально называлась «Патрия», но при издании было решено изменить название на «Патрия» (в ней отсутствует гражданский пафос, она мягче и мелодичнее, что соответствует пониманию патриотизма, проникающего стихотворение). Тоска по родине и осознание ее ценности, близости звучит как главная причина стихотворения. В поэме слились реальные пейзажи и отдельные натурные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.

Тема

Тема любви к родине, исходному пейзажу и патриотизму, глубокая, фольклорная, личная, практически лишенная государственной или гражданской составляющей. Его следы есть только в начале стихотворения, затем образы быта и родных пейзажей уходят в сторону пафоса и торжественного тона.

Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, он любит огни в окнах деревенских домов, запахи костров, избы с соломенными крышами, березки вдоль дороги. Автор характеризует их любовь как «странную», потому что сам не понимает ее корней и причин, но сильное пожирающее чувство просвечивает в каждой строчке стихотворения. Только чистый ум, большой талант способен написать такое. Лермонтов не любит светскую жизнь, ему надоели «законы» высшего света, интриги, холопство, слухи, бессмысленность дворянского существования и пустая русская действительность.

Основная мысль стихотворения – любовь к родине, сильное и непостижимое чувство, данное свыше. Идея стихотворения заключается в раскрытии сущности человека — патриота (сам автор), преданно любящего свою Родину, привязанного к ней всем сердцем. Их чувство лирический герой преподносит как нечто личное: они так любят любимого, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.

Композиция

Первая смысловая часть стихотворения, строфа, состоит из 6 строк. Они носят философский характер и четко определяют отсутствие связи между привязанностью лирического героя к истории страны, ее славой и героизмом. Она любит свою страну, не страну, не за что-то, а вопреки всему, что она сделала с поэтом. Вторая строфа — 20 строк — это признание лирического героя в истинной сыновней любви к родине. Своего рода смысловая антитеза выражается и выбором лексики: в начале стихотворения возвышенно-торжественной, а во второй строфе простой, разговорной, с бытовыми описаниями.

Жанр

Стихотворение написано в жанре элегии, так как это грустные размышления на философские темы. В первой строфе автор дает три отказа, которые могли бы быть поводом для любви к родине, но не были. Вторая строфа — чистое признание в любви с удивительным и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: никаких доказательств, никаких причин, только сам «факт любви». Стихотворение сочетает в себе более традиционный для автора ямб 6,5 стоп, иногда становящийся четырехстопным.

Средства выразительности

В своей исповеди автор использует яркие и яркие эпитеты: «темная древность», «милые легенды», «приятные сны», «холодная тишина», «грустные деревни», «бескрайние леса», «росистый вечер”.

Метафоры: «слава, купленная кровью», «холодная тишина степей», «колыхающиеся леса без границ», «пара берез“.

Сравнение: «разлив его рек, как морей”.

Анафора первой строфы делает мысль лирического героя эмоциональной и возвышенной: «Ни слава, купленная кровью, ни покой, полный гордой уверенности, ни лелеемые сказания темной древности…». Анафора второй строфы воспевает и элегирует стихотворение: «Холодная тишина его степей, его бескрайних лесов, которые колышутся…”.

Восклицательная фраза, являющаяся первой строкой произведения, выражает его центральную мысль: «Я люблю свою страну, но странной любовью!”

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть