Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского

Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского

Будучи, прежде всего, журналистом, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, точно отражавшие реалии жизни. К таким произведениям относится «Рассказ танкиста», стихотворение, написанное Твардовским со слов очевидца. Предлагаем для ознакомления краткий разбор «Истории танкиста» по плану, который будет полезен учащимся 5 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

История создания — Поэма написана в 1942 году на основе реальных событий.

Тема стихотворения «Дети и война.

Композиция — Композиция кольца.

Жанр — Баллада.

Стихотворный размер — Ямбо с перекрестной рифмовкой.

Метафоры: «а он гвозди», «задушил перегаром и сажей».

Эпитеты – «трудный», «незрелый».

Сравнения: «все теперь как наяву», «рубашка-пузырь».

История создания

Александр Трифонович был опытным журналистом, который семь лет, с 1939 по 1946 год, участвовал в боях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал трудный путь с запада на восток и обратно, претерпев множество испытаний и лишений. Этот период жизни оставил большой след не только в личности писателя, но и во всем его творчестве.

Стихи Твардовского во многом напоминают публицистические очерки, позволяя читателю почувствовать себя свидетелем рассказываемых событий.

В 1942 году Александр Трифонович написал поэму «Рассказ танкиста», основанную на реальных событиях. Эту историю он услышал от бойца, непосредственного участника боевого танкового боя. Главный герой так и остался неизвестным, но навсегда стал олицетворением отваги и юношеского мужества.

Тема

Тема спектакля — героический подвиг мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ дружно стремится победить врага, возраст не является препятствием для проявления мужества.

Писатель подчеркивает, что детский подвиг — не единичный случай. Многие дети его возраста жили в больших и малых прифронтовых городах, которые всеми силами пытались помочь армии в борьбе с фашистами. Хотя его подвиги были ничтожны в масштабах войны, его вклад в великую победу нельзя недооценивать. В этом основная мысль поэмы Твардовского.

Композиция

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на тип композиции перстня. Благодаря этому приему автор подчеркивает трудность воинского пути, предсказывает обязательную, хотя и нескорую победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с ребенком, полностью раскрывая образы персонажей.

Твардовский назвал этот стих рассказом, и в нем тоже есть признаки действия рассказа. Основными элементами повествования являются:

  • экспозиция — слова сожаления автора, не узнавшего имени маленького героя, его описание;
  • сюжет — сообщение мальчика о расположении вражеской пушки;
  • кульминация — уничтожение вражеского оружия;
  • развязка — слова благодарности безымянному герою.

Жанр

Произведение написано в жанре баллады, так как имеет все характерные черты: лиризм, эпический сюжет, интригу.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Произведение не изобилует разнообразием художественных средств, что объясняется его содержанием. Однако автору удалось с их помощью придать поэме глубину и выразительность.

В произведении присутствуют эпитеты («трудный», «незрелый»), метафоры («и гвозди», «задушенный дым и копоть»), сравнения («теперь все как на будильнике», «рубашка с пузырем»).

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть