Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, грязная Россия» отражает острые общественно-политические взгляды автора. Написанная незадолго до его поездки на Кавказ в 1840 году, она стала своеобразным предсказанием грядущей смерти поэта. Полный и краткий разбор «Прощай, Грязная Россия» по плану будет полезен на уроках литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением этого анализа рекомендуем прочитать стихотворение «Прощай, немытая Россия.

История создания ведется с 1841 года, после приказа покинуть Петербург, до отправки в ссылку на Кавказ.

Тема – неприятие обществом и политикой царской России.

Композиция – 2 четверостишия, построенных на антитезе.

Жанр — лирическое стихотворение с признаками политической эпиграммы.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Метафоры: «страна рабов, страна господ», «Кавказская стена», «паши”.

Эпитеты: «грязная Россия», «набожный народ», «всевидящее око», «всеслышащие уши”.

Синекдоха – «голубые мундиры”.

Гипербола – «всевидящее око», «всеслышащие уши”.

История создания

Стихотворение написано в 1841 году, до ссылки поэта на Кавказ. Его личная жизнь снова была нестабильной, служба не приносила ему удовольствия, свобода творчества была практически ограничена. После очередной дуэли с участием Лермонтова, на основании слухов, был арестован, было принято решение о ссылке поэта на Кавказ (война длилась около полувека) «на передний край наступления». На самом деле это был смертный приговор, и Лермонтов это понимал, недаром его стихотворение начинается со слова «До свиданья…». Именно так поступали в царской России с неугодными людьми, которые мешали режиму, но были слишком блестящими личностями, чтобы их можно было невинно осудить. Гневное стихотворение поэт написал зимой 1841 года, а летом того же года умер.

Тема

Отказ от социальных основ и политического режима России. Обида и одиночество человека, не признанного своей страной, ненужные ему. Неумение жить в условиях слежки, доносов, подлости и произвола. Это единственное стихотворение, в котором Лермонтов так откровенно осуждал Россию, ставшую безликой, холопской и угнетенной страной. Он четко различал тех, кто правит «голубыми мундирами», «пашами» и тех, кто ползает, «люди набожные». Будучи человеком непростого, резкого и едкого характера, Лермонтов практически не имел друзей, его не уважали в «дворянском» обществе, за ним тянулась слава неуравновешенного и злого человека. Этот факт способствовал тому, что он чувствовал себя аутсайдером на танцах и светских мероприятиях.

Идея: поэт не приемлет холопского мышления и образа жизни дворянства, вездесущего контроля жандармерии, что в равной степени отвергалось гражданскими и военными. Поэт презирал его способы управления и влияния на мыслящих людей, таких как сам король. Искренняя любовь к России как к матери, ее природе, красоте и нравам — вот что ценил Лермонтов. До конца жизни он был ярым патриотом, несмотря на связь с властями.

Лирический герой поэмы печален и разочарован, он потерян и забит. Яркой антитезой является сравнение «грязной» России и гордого и свободного Кавказа. Такого оскорбительного эпитета родина заслужила тем, что погрязла во лжи, обожании, доносах и угодничестве.

Композиция

Небольшое произведение — всего два четверостишия — содержало в себе целый период и описание общества XIX века. В первой строфе поэт прощается со всем, что его беспокоит, в этих стихах чувствуешь боль и разочарование. Во второй строфе лирический герой выражает смутную надежду найти свое место «за кавказской стеной», где нет отвратительного мировоззрения и характерных устоев Москвы и Петербурга («всевидящие очи и все слышащие его «) уши»). Ощущение присутствия лирического героя весьма значимо из-за форм глаголов, которые употребляет автор, и эмоциональной субъективности во второй строфе.

Длина стихотворения: четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Жанр

Это лирическое стихотворение, затрагивающее тему человека и толпы, неприятие пороков современного общества. В нем отражены мысли и чувства лирического героя, он очень эмоционален. Произведению присущи и черты эпиграммы, оно блестяще высмеивает «всевидящий и всеслышащий» режим, рабскую совесть людей, их недостатки. Подобно эпиграмме, она обращена к конкретному адресату, даже к разным «мундирам», «людям», «грязной» родине. С. Наровчатов назвал поэму «эпитафией всей Николаевской России”.

Средства выразительности

Незабываемые эпитеты автора, делающие стихи произведения непревзойденными «лермонтовскими»: «Грязная Россия», «набожные люди», «всевидящее око», «всеслышащие уши». Последние два предложения — тоже тонкая сатирическая гипербола.

Синекдоха «синие мундиры» используется вместо выражения слова «жандармы”.

Метафоры: «страна рабов, страна господ», «Кавказская стена», «паши”.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть