Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского

Анализ стихотворения «Слушай!» Маяковский

В большинстве произведений В. Маяковского звучат острые и бунтарские мысли, но есть в его поэтическом наследии и мягкая и плавная лирика. Также ему принадлежит стихотворение «Послушай», изученное в 9 классе. Предлагаем вам узнать о нем подробнее через краткий разбор «Послушай» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением этого анализа рекомендуем прочитать стихотворение «Слушай!.

История создания: произведение написано осенью 1914 года, через год после выхода в свет первого сборника «Нейт!».

Тема стихотворения — человеческая жизнь; поэтическое искусство

Композиция круговая. Стихотворение написано в форме монолога-направления лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, почему загораются звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что зажег звезды и осветил путь нуждающимся. Произведение не разделено на строфы.

Жанр — элегия с элементами послания.

Стихотворный размер: написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые соединены перекрестной рифмой АБАБ.

Метафоры: «звезды загораются», «кто-то называет эту косу жемчужиной», «полуденная пыль метели», «врывается в Бога».

Эпитеты: «полуденная пыль», «жилистая рука», «тревожная походка, но спокойная».

История создания

Анализируемое стихотворение вышло из-под пера Владимира Маяковского в 1914 году. Молодой поэт уже успел издать сборник «Нейт» и прославиться в литературных кругах. В «Нейт!» было включено всего 4 произведения, но они уже показывали путь, по которому писатель продолжал работать дальше. «Слушать!» доказал, что Владимир Владимирович может не только бунтовать, но и наслаждаться лирическими мыслями.

Тема

Тема стихотворения неоднозначна. Это зависит от того, как интерпретировать символические образы, использованные В. Маяковским. Одни исследователи считают, что автор имел в виду поэтическое творчество звезд, другие придерживаются мнения, что звезды – это жизнь человека. В обеих позициях есть логика.

В центре поэмы лирический герой, обращающийся к остальным. Слово «услышать» привлекает внимание, интригует читателя. Также герой сразу начинает свои рассуждения о звездах. Он считает, что раз небесные светила идут, значит, он кому-то нужен. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что Бог освещает звезды. Поэт лаконично рассказывает, как человек обращается к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звезд кажется мукой. Когда сердце человека загорается надеждой, что звезды снова засияют, он чувствует себя спокойно, он не чувствует страха. В этом эпизоде ​​обращает на себя внимание образ Бога. Автор приближает его к обывателям, используя художественную деталь: «фиброзную руку». Если вырвать это предложение из контекста, то можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

В последних строках автор снова задает риторический вопрос, тем самым показывая, что окончательный ответ еще не дан. Основная мысль выражена в припеве: «Если звезды горят, значит, они кому-то нужны?»

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога-направления лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, почему загораются звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что зажег звезды и осветил путь нуждающимся. Третья часть повторяет композицию: снова мы слышим рассуждения о необходимости звезд на небе. Но, если в первой части эти строки звучат как гипотеза, то в третьей части они звучат как утверждение.
Произведение не разделено на строфы. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философских писем.

Жанр

Проанализировав это произведение, можно сделать вывод, что по жанровому признаку оно является элегией, а также имеет черты послания: Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь к читателям. Стихи произведения написаны тоническим стихом, есть белый стих, но некоторые стихи рифмуются.

Средства выразительности

В тексте много художественных средств выразительности, что связано с избранным автором способом раскрытия темы. В первую очередь обращают на себя внимание изображения-символы звезд, которые можно интерпретировать по-разному. Встречаются в тексте и метафоры: «звезды загораются», «кто-то называет эту косу жемчужиной», «полуденные пылевые метели», «ворваться в Бога»; эпитеты: «полуденная пыль», «жилистая рука», «ходит тревожно, но спокойно». В дорожках ярко выражен индивидуальный авторский стиль Маяковского, например, его склонность соединять в одном контексте возвышенное и приземленное: звезды он называет слюной, а рука Божия жилистой.

Интонация также играет важную роль в произведении. Создается впечатление, что лирический герой обращается к зрителям, рассказывая о своих предположениях с трибуны.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть