Анализ стихотворения «Письмо к женщине» Есенина
Анализ стихотворения «Письмо к женщине» Есенина
По мнению сценаристов, «Письмо женщине» можно без преувеличения назвать ярчайшим образцом любовной лирики Сергея Есенина. Стихотворение звучит как покаяние, обращенное к близкому человеку. Но кроме болезненного, его строки отражают страсть поэта к судьбам родной страны. Автор словно иллюстрирует с помощью поэзии одну из новаторских доктрин Советского Союза: личное равно общественному. Достаточно внимательно прочитать краткий анализ «Письма женщине» по плану для анализа этого произведения на уроках литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Прежде чем читать этот анализ, мы рекомендуем вам прочитать стихотворение Carta a una mujer.
История создания: стихотворение написано в 1924 году и является обращением к бывшей жене поэта Зинаиде Райх
Тема стихотворения: любовь к женщине и к родной стране
Композиция: в стихотворении выделены и разделены точкой две эмоционально полярные части: «прошлое» и «настоящее»
Жанр: письмо-стихотворение в стихах
Стихотворный размер: многостопный ямб
Метафоры: «В шоке нежных чувств», «Земля (Россия) — корабль»
Эпитеты: «печальная усталость», «разъяренный попутчик»
Сравнения: «Я был подобен намыленному коню, пришпоренному отважным всадником»
Повторы: «А вы не знали, что в сплошном дыму…»
Просторечия и вульгаризмы: «пьяный угар», «рвота»
История создания
Как и вся лирика Есенина, «Письмо к женщине» основано на реальных событиях и предполагает признание реальной женщине. Кому посвящено произведение, ни для кого не секрет, — писал Есенин бывшей жене Зинаиде. В 1924 году она уже стала женой Мейерхольда и была вполне счастлива в браке. Новый муж любил детей Есенина, как своих. Поэт продолжал чувствовать себя виноватым перед детьми и их матерью. В качестве поэтического покаяния появилось «Письмо к женщине», где «тогда», упомянутое в первой части, относится к 1919 году, а «теперь», описанное во второй, к 1924 году слова постепенно исчезали из творчества поэта.
Тема
Этот поэтический призыв филологи называют «поэмой» и относят к качественно новому периоду в литературной деятельности Сергея Есенина, когда он переосмыслил свои взгляды на будущее России. Название стихотворения звучит интимно и, хотя имя получателя не указано, оно очень личное. Он посвящен теме встречи с самим собой, которая происходит в контексте реформ и перелома в стране. Благодаря форме письма произведение звучит очень душевно. Поэт, он же лирический герой, обращается к женщине, которую когда-то любил, размышляя о прошлом, настоящем и будущем, своем и своей страны.
В стихотворении «Письмо к женщине» до последней строки происходит пересечение двух линий: отношений с женщиной и с родной страной. С женщиной, не желавшей понять и принять его взбесившуюся душу, поэт расстался. Наоборот, он стал находить «общий язык» с обновленной Родиной».
Главное, что хотел сказать поэт, это то, что он вырос, полностью признал свои ошибки, раскаялся. Он извиняется перед женщиной и публично признается в своих заблуждениях: «Слава рулевому!»
Композиция
Стихотворение разделено на 2 части. Поэт разделил их, эмоционально и содержательно противопоставил: «сейчас» и «тогда». Между частями невооруженным глазом виден строгий контраст. В первом лирический герой – скандалист, ведущий «сумасшедшую жизнь», а во втором он такой же, но преображенный, способный философствовать и размышлять над найденным смыслом жизни.
Жанр
Стихотворение написано в жанре письма. Если такая конструкция не была новой для прозы ХХ века, то в поэзии она получила распространение только в Серебряный век. Есенин многостопными ямбами и перекрестными рифмами добивался чувства прямого обращения и прямого рассуждения, а, разделяя строфы лесенкой, выгодно оттененной, подчеркивал ключевые слова, тем самым ненавязчиво акцентируя внимание читателя на самых важных моментах.
Средства выразительности
В стихотворении «Письмо к женщине» помимо необычного построения автор использовал различные средства выразительности:
- Сравнения служат для передачи настроения: «…я был подобен намыленному коню, пришпориваемому храбрым всадником»;
- Метафоры: «Земля (Россия) — корабль», «В ударе нежных чувств»;
- И эпитеты: «грустная усталость», «прямо толстый», «бешеный попутчик»;
- Болезненное состояние народа подчеркивается вульгаризмами и просторечиями: «…ну кто из нас велик на палубе, не падал, не рвал и не ругался?…», «пьяный угар», «рвота»;
- Важность и смысл отдельных моментов подчеркнуты повторами: «А вы не знали, что в сплошном дыму…» (дважды в тексте);
В конце своего послания поэт извиняется и с горечью признается, что он не нужен тому, кто написал, желает счастья и подписывается на простые знакомства:
«Всегда помнить тебя
Твой друг Сергей Есенин»