Анализ стихотворения «Она сидела на полу» Тютчева

Анализ стихотворения «Она сидела на полу» Тютчева

Любовную лирику Ф. Тютчева следует читать на фоне биографии поэта, интимные стихи отражают его самые сокровенные переживания. Стихотворение «Я сидел на полу» — одно из таких. Его учат в 10 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким разбором «Она сидела на полу» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением этого анализа рекомендуем прочитать стихотворение Она сидела на полу.

История создания: произведение написано в 1858 году, в то время, когда сердце поэта было разделено между двумя женщинами — Еленой Денисьевой и его супругой Эрнестиной. Строки посвящены Эрнестине.

Тема стихотворения — страдания женщины из-за несчастной любви.

Композиция: стихотворение написано в форме монолога лирического героя, наблюдающего за страданиями женщины. По смыслу произведение разделено на несколько частей: описание женщины с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, переживаемых лирическим героем.

Жанр — элегия.

Стихотворный размер — четырехстопный ямб, перекрестная рифма АВАВ.

Метафоры: «любовь и радость мертвых», «души смотрят свысока на свое покинутое тело».

Эпитеты: «семейные листья», «мучительные минуты».

Сравнения: «как остывший пепел, я взял их в руки», «я смотрел на них, как души смотрят с высоты на брошенное ими тело», «мне стало ужасно грустно, как будто это была милая присущая тень».

История создания

История создания произведения связана с любовью поэта к юной Елене Денисьевой. Они познакомились в 1849 году. Елена была моложе Тютчева на 23 года, но возраст не стал препятствием для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждет ребенка. Скрывать отношения было уже невозможно. Пара терпела осуждение общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасала 14 лет, до самой смерти Елены.

Эрнестина Тютчева очень переживала измену мужа. Эмоции переполняли женщину, во время такого эмоционального кризиса она уничтожила письма, которые когда-то писал ее муж. Были в них и любовные стихи, которые навеки развеялись с пеплом. Тютчев как-то увидел образ уничтожения писем. Она навсегда останется в его памяти. Это стихотворение было написано в 1858 году. Та, которой посвящено произведение, оказалась женщиной с редкой способностью прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Эрнестина приняла любимого мужчину.

Тема

Поэт раскрывает тему несчастной любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, ее особенность в том, что она взята из жизни. Внимание автора сосредоточено не столько на событиях, сколько на эмоциях и чувствах героев.

В центре стихотворения два образа: женщина, сжигающая письма, и ее возлюбленный, который смотрит на этот печальный образ. Амадо – лирический герой.

В начале пьесы он рассказывает о женщине, разбиравшей письма. Героиня смотрела на них непривычно, понимая, что вернуть прошлое уже невозможно. Мы до сих пор не знаем, кто написал стихи; автор приоткрывает завесу над этой тайной в четвертом четверостишии. В нем читатель узнает, что женщина держала в руках любовные письма. Судя по всему, переписка велась довольно долго, о чем свидетельствуют строки: «О, сколько здесь было жизни, безнадежно пережитой».

Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленной. Эти строки написаны от первого лица, поэтому автор показывает, кто видел горькое расставание с любовью. Лирический герой признается, что не решался подойти к любимому человеку, попытаться его успокоить, хотя «рот был готов преклонить колени». В этот момент он почувствовал только глубокую печаль.

Композиция

Анализируемое произведение представляет собой монолог-воспоминание лирического героя, ставшего свидетелем того, как его возлюбленная сжигала письма. Анализ смысла стихотворения позволяет разделить его на несколько частей: описание женщины с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, переживаемых лирическим героем. Формально стихотворение состоит из четырех четверостиший.

Жанр

Жанр поэмы – элегия, так как лирический герой с грустью говорит о своих переживаниях. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использовал скрещенные рифмы АБАВ.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение выразительными средствами, поэтому они встречаются далеко не в каждом стихе. Однако дорожки помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте присутствуют метафоры: «любовь и радость умерших», «души смотрят свысока на покинутое ими тело»; эпитеты — «семейные листья», «мучительные минуты»; сравнения: «как остывший пепел, я взяла их в руки», «я смотрела на них, как смотрят души с высоты на брошенное ими тело», «мне стало ужасно грустно, как будто это была присущая милая тень».

Эмоции лирического героя подчеркнуты с помощью интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть