Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева

Анализ стихотворения «Не то ты думаешь, природа» Тютчева

Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение «Не то ты думаешь, природа». Его подробно обсуждают старшеклассники и в 4 классе рекомендуют для внеклассных работ. Предлагаем ознакомиться с кратким разбором «Это не то, что ты думаешь, природа» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением этого анализа рекомендуем прочитать стихотворение «Не то, что ты думаешь, природа.

История создания: Стихотворение написано в 1836 году, в том же году оно было опубликовано в журнале «Современник».

Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.

Композиция — В зависимости от смысла произведение разделено на две части: рассказ о душе природы и размышления о жизни людей, не умеющих понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 четверостиший, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр — элегия.

Стихотворный размер — четырехстопный ямб, перекрестная рифма АВАВ.

Метафоры: «в ней душа, в ней свобода», «в их души молния не сходила, в груди не цвела весна», «леса не говорили».

Эпитеты: «не слепок, не бездушное лицо», «родовое лоно», «чужие силы», «сверхъестественные языки», «дружеская беседа».

Сравнение: «они живут в этом мире как бы в темноте».

История создания

Стихотворение «Не то ты думаешь, природа» было написано Ф. И. Тютчевым в 1836 г. Поэт считал, что природа никому и ничему не подвластна. Эта позиция показана на работе. Цензура посчитала, что такие мысли недопустимы, потому что они противоречат точке зрения церкви. Таким образом, из текста были «исключены» две строфы (вторая и четвертая). Н. Сушков пытался восстановить недостающие детали. Он обратился к Федору Ивановичу, но ответил, что не помнит строк.

Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что поэт создал стихотворение под впечатлением от произведения Батюшкова «В дикой природе лесов наслаждение…». Впервые детище Тютчева было опубликовано в журнале «Современник» в 1836 году.

Тема

Природные мотивы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу как существо с широкой душой. Этот образ также был воссоздан Ф. И. Тютчевым. В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, своей души. Главные герои произведения – природа, природные явления и люди, не умеющие слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них говорит лирический герой.

В первых строках герой обращается к незримым слушателям, пытаясь опровергнуть свое ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Он развивается независимо от «внешних чужеродных сил».

Четвертое четверостишие начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они», можно только догадываться, так как предыдущая строфа подверглась цензуре. Скорее всего, под этим изображением скрываются те, для кого природа чужда и безразлична. Лирический герой сравнивает жизнь таких людей с мраком. Не пускают в душу весну и молнию, не верят, что и в море есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «с ними леса не говорили, и ночь в звездах молчала».

В последних стихах автор с помощью метафоры утверждает, что даже мать не может помочь этим людям, если они сами не хотят меняться.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения проста. Его содержание разделено на две части: рассказ о душе природы и размышления о жизни людей, не умеющих понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 четверостиший, в первоначальном варианте их было 8. Исключение строф исказило смысл. Их отсутствие сложно не заметить, поэтому при печати задания на их место ставятся точки.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Стихи связаны рифмованным крестом АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Поэт размышляет над проблемой, которая волновала и тревожит умы многих писателей и философов.

Средства выразительности

Ф. И. Тютчев создавал образ природы с помощью художественных средств. Они также являются инструментом для передачи идей. Основополагающую роль играют метафоры: «в ней душа, в ней свобода», «в душе не сходили лучи, в груди не цвела весна», «не говорили леса». В наборе метафор есть олицетворения, позволяющие очеловечить природу и явления природы. Выразительность философским размышлениям придают эпитеты: «не слепок, не лицо без души», «чрево», «чужие силы», «сверхъестественные языки», «дружеская беседа» и сравнение: «живут в этом мире, как да в темноте».

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения. Они помогают передать эмоции лирического героя, подчеркнуть самое главное. Например, последнее четверостишие, выражающее основную мысль, состоит из трех восклицательных предложений.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть