Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва

Стихотворение Лермонтова «Молитва», написанное в 1839 году, представляет собой лирический монолог на христианские темы о силе молитвы. Полный и краткий разбор «Молитвы» по плану поможет вам ознакомиться с идеей, проблемой и составом произведения, что будет полезно при подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем прочитать стихотворение В трудную минуту жизни.

История создания: поэма написана в период дружбы Лермонтова с княгиней Щербатовой, оказавшей значительное влияние на его взгляды, литературные и духовные.

Тема – сила и роль молитвы в жизни человека.

Композиция состоит из трех строф, связанных между собой лирическим монологом героя.

Жанр — лирическая поэзия.

Стихотворный размер: трех- и четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная, мужская рифма чередуется с дактильной.

Метафоры: «сила слов», «печаль полна», «дышит священное очарование”.

Эпитеты: «сила благодати», «слово живое», «чудная молитва», «святая прелесть”.

История создания

Стихотворение написано в 1839 году, опубликовано в 1842 году, уже после смерти поэта. В 1839-40 годах Лермонтов посетил салон Карамзина, где, скорее всего, познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Принцесса была очень умна, образованна, красива. Увлеченная творчеством поэта, она была в него влюблена.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, они могли составить прекрасный союз. Однажды на встрече поэт пожаловался, что его одолевает тоска, тяжело на душе. На что юная княжна ответила, что в такие времена надо молиться и уныние пройдет. Поэт очень серьезно отнесся к ее словам, последовал ее совету и написал замечательное стихотворение. Эта удивительная женщина оказала большое влияние на его взгляды. Именно она взяла в печать его стихотворение «Молитва» уже после смерти поэта.

Тема

Христианская тема поэмы дополняется духовными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о духовной гармонии и мире. Она написана поэтом в зрелом возрасте, окончательно формируются его жизненные принципы и позиции. В этом стихотворении лирический герой и сам автор представлены как одно лицо.

Поэт описал то самое блаженное состояние, известное только верующим. Это говорит о том, что в конце своей недолгой жизни автор нашел примирение с самим собой и с Богом. Замечательное стихотворение, написанное как предложение, простыми словами, стало для автора своеобразным трамплином в духовном развитии.

Идея: Молитва обладает огромной силой, способной дать человеку покой в ​​трудную минуту. Основная мысль: для человека важна вера, простые слова молитвы, обладающие необычайной силой, помогают справиться с отчаянием, тревогой и тоской.

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определенном этапе жизни. Его лекарство, искренняя молитва неизменно спасает. Лермонтов вывел «золотой рецепт», универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта не редкость, но на раннем этапе оно было в его стихах весьма неоднозначным. В «Молитве» чувствуется духовная зрелость и опытность самого автора.

Композиция

Первая строфа описывает тяжелое душевное состояние, знакомое всем людям: уныние, тоска, печаль, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает суть слов, обращенных к Богу, традиционно образованные стихи чудесны и сильны. Не указано, к какому типу относится стихотворение. Но близость лирическому герою следующего за молитвой состояния покоя, чистоты, одухотворенности чувствуется в каждой строчке последней строфы: «И ты веруешь, и ты плачешь, и так легко, легко…». Слезы — состояние очищения, когда верующие молятся, это не редкость. После них всегда становится «легко» и умиротворенно.
Стихотворение написано трехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Жанр

Стихотворение написано в жанре лирической поэмы. В ней собраны сокровенные мысли и чувства лирического героя. Черты романтизма по-прежнему присущи поэме Лермонтова, но он пересматривает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и умиротворение. В первом куплете мастерский ассонанс звука «у» придает звучанию оттенок церковного пения, легкость, податливость.

Средства выразительности

Эпитеты: сила благодати, живое слово, чудесная молитва, святое очарование делают звучание и восприятие стихотворения плавным, ярким и образным. В небольшом стихотворении много тропов и других выразительных средств. Последние слова, описывающие состояние души, обретшей радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: «и так легко, легко…”

Метафоры: «сила слов», «собирается печаль», «священное очарование дышит.. в них». Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова предложения душой, они живут и дышат, то есть «живы» во всех смыслах этого слова.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть