Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина «Мадонна

Любовная лирика А.С. Пушкина открывает читателю те грани поэта, которые незримы в пресных биографиях. Стихотворение «Мадонна», изученное в девятом классе, хранит сокровенные мечты Александра Сергеевича, его представления об идеальной семье. Предлагаем вам ознакомиться с кратким разбором «Мадонны» по плану.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мадон.

История создания: Создан в 1830 году, после того как Наталья Гончарова согласилась выйти замуж за Пушкина.

Тема стихотворения – мечта об идеальной и счастливой семье; непорочный образ Богородицы.

Композиция: стихотворение написано в форме монолога лирического героя. По смыслу стихотворение делится на три части: рассказ об образе сна, описание образов пречистой и спасительницы, рассказ об исполнении желания.

Жанр — сонет (два четверостишия и две триоли).

Стихотворный размер: шестистопный ямб, кольцевая рифма АВВА, крестовая АВАВ и парная АВВ.

Метафоры: «образ, который хотел быть вечным зрителем», «Я взглянул. во славе и в молнии», «Тебя послал мне Творец, моя Мадонна».

Эпитеты: «старые мастера», «чудесный суеверный», «важное суждение», «чистое очарование».

Сравнения: «с холста, как с облаков».

История создания

Стихотворение «Мадонна» появилось в записной книжке А. С. Пушкина в 1830 году. На написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. Известно, что первая красавица столицы приняла предложение лишь во второй раз. Недаром Александр Сергеевич этому очень обрадовался.

До получения радостной вести поэт переписывался с Натальей. В одном из писем он признался, что был очарован живописью итальянского художника П. Перуджио. Изображенная на нем Богородица очень напомнила поэту его избранницу. В собственном доме Пушкин также повесил портрет Мадонны с белыми волосами. Вскоре Наталья ответила, что поэт будет восхищаться женой, а не образом. Так, в предвкушении семейной жизни, за полгода до свадьбы поэт написал «Мадонну».

Тема

В поэме поэт раскрывает две тесно переплетающиеся темы: мечтательное представление об идеальной семье и образ Богородицы. Трудно определить, какая из тем является главной. Такое переплетение мотивов необычно для русской литературы. Для раскрытия темы автор создал оригинальную систему образов: лирический герой, Богородица и изображенная в образе «спасительница», Творец и возлюбленная Богородицы лирического героя. Постепенно формируется образная система, каждая строфа дополняет ее новым героем.

В первых строках лирический герой признается, что предпочел бы украсить свой дом не картинами известных художников, чтобы показывать их гостям и выслушивать суждения «знатоков», а портретом Богородицы. Его мечта — вечно смотреть на образ, олицетворяющий самого чистого и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Вот как он представляет себе идеальную семью: «она с величием, он с разумом в глазах». Сакральные атрибуты в образе символизируют чистые отношения между супругами.

В последней триоли поэмы герой говорит, что Творец услышал его и исполнил его желание. Герой нашел свою Мадонну. Лирический герой ни слова не говорит о внешности женщины, но подчеркивает ее чистоту: «чистейшего обаяния, чистейшего примера». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения, несложно догадаться, что под образом Богородицы скрывается Наталья Гончарова.

Композиция

Анализируемое произведение представляет собой монолог лирического героя, в котором поэтапно раскрывается авторское представление об идеальной семье, идеальной женщине. По смыслу стих делится на три части: рассказ об образе сна, описание образов пречистой и спасительницы, рассказ об исполнении желания. Формальная композиция – сонет .
Стихотворный размер – шестиметровый ямб. А. Пушкин использовал всевозможные рифмы.

Жанр

Жанр стихотворения – сонет (лирическое стихотворение из 14 строк: (два четверостишия и два триплета). Лирический герой предается мечтам и неторопливым размышлениям, но размышления эти гениальны.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение выразительными средствами. Однако дорожки помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев. В тексте присутствуют метафоры: «образ, который хотел быть вечным зрителем», «Взирал я. во славе и молнии», «Тебя мне послал Творец, моя Мадонна», эпитеты — «старые мастера», « суеверно поражен», «важное суждение», сравнение «чистой прелести»: «холста, как облака».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть