Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Брошюра

Многие критики восхищались последними стихами М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие творения» поэта. К поздним грамотам относится и «Брошюра», которую изучают учащиеся 6-х классов. Основной мотив произведения – одинокий человек, который не может обрести покой. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий разбор «Раздаточного материала» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Лист.

История создания: Произведение создано в мае-июле 1841 года, за несколько месяцев до смерти Михаила Юрьевича. Впервые он увидел мир на страницах «Отечественных записок».

Тема стихотворения — «приключение» листа, сорванного с дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноким в чужом для него обществе.

Композиция: стихотворение условно разделено на смысловые части: рассказ о начале пути листа, разговор листа и бананов. Его формальная организация — 6 четверостиший.

Жанр — элегия.

Стихотворный размер: пятистопный амфибрако, пара рифм ААВВ.

Метафоры: «качаются райские птицы», «я раскинул по небу ветки», «холодное море омывает мои корни».

Олицетворения: «ветер шепчет с ней, лаская зеленые ветви», «поют песни о славе девы морского царя», «ты пыльна и желта, и дети мои несвежи».

Эпитеты: «дорогая ветка», «жестокая буря», «молодой банан», «райские птицы», «высокий банан», «тяжелая родина», «изумрудные листья».

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Буклет» был написан летом 1841 года, когда Михаил Юрьевич после отпуска вернулся на Кавказ. В этот период поэт часто задумывался о смысле жизни, в строках стихов оставались глубокие мысли.

Стоит отметить, что мотивы «Брошюры» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творчество своего французского коллеги по-своему: вводил новые образы, добавлял строки, вносил изменения в ритмическую организацию.

Через два года в «Отечественных записках» был напечатан «Листок» Лермонтова».

Тема

Стихотворение можно понимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в ней можно выделить две темы: «приключения» листа, сорванного с дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноким в чужом для него обществе. В контексте этих тем материализуется мысль о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что люди с более низким статусом или с меньшим достатком не принимаются в высшем обществе.

В центре работы изображения блуждающего листа и роскошного банана. Лирический герой выступает в роли рассказчика. Видно, что ситуацию с листом он знает не понаслышке, но своих эмоций герой не выдает.

Первая строфа стихотворения рассказывает о том, как дубовый лист выбросило на берег моря. Он отделился «от ветки своего рождения» и не успел оглянуться, как буря унесла его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел банановое дерево с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило лист своей красотой. Он стал умолять банан принять его. Незнакомец говорит о своей печальной судьбе, но красивое дерево безразлично к его прошлому.

Стихотворение заканчивается надменным ответом молодого банана. Она высокомерно говорит, что пришелец многое повидал, но все это не имеет значения, потому что лист пыльный и желтый. Из-за своей непривлекательной внешности он не может быть ровней своим «детям».

Композиция

Стихотворение условно разделено на смысловые части: рассказ о начале пути листа, разговор листа с бананами. Формальная композиция сложнее семантики. Произведение состоит из шести четверостиший. Содержание произведения требовало синтаксического разнообразия поэта. В тексте переплетается авторский рассказ и ответы главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как в стихах преобладает грустный юмор и разочарование. Присутствуют и элементы сюжетной лирики, так как можно выделить экспозицию, сюжет, развитие событий, кульминацию и развязку. Поэтический размер — пятифутовый амфибрак. М. Лермонтов использовал парную рифму ААВВ. В тексте присутствуют женские рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует выразительные средства. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи через образы природы.

Ключевую роль играют олицетворения: «ветер шепчет с ней, лаская зеленые ветки», «поют песни о славе девы морского царя», «ты пыльная и желтая, а дети мои не свежие» метафора : «райские птицы качаются», «раскину ветки по небу», «холодное море омывает мои корни». Образы дополняют эпитеты: «дорогая ветка», «жестокая буря», «молодой банан», «райские птицы», «высокий банан», «суровая родина», «изумрудные листья».

Интонация играет важную роль в стихотворении. Он делает речь персонажей более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передается с помощью аллитерации, например, смятение и одиночество листа описываются словами с согласной «р».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть