Анализ стихотворения «Листья» Тютчева

Анализ стихотворения Тютчева «Листья

«Листья» — образец раннего творчества Ф. И. Тютчева. В этом произведении автор переплетает сказочные, пейзажные и философские мотивы. Здесь изображен лес, проведена параллель между процессами в природе и жизнью человека. Учим стихи в шестом классе. Предлагаем облегчить подготовку урока с помощью краткого разбора «Листов» по ​​плану.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем прочитать стихотворение Листья.

История создания: произведение написано в 1830 году, когда поэт находился на службе в Германии. Впервые «Листья» были опубликованы в 1879 году в журнале «Русский архив».

Тема стихотворения – тема свободы, противопоставление прохладного спокойствия бунтарской природе.

Композиция — Стихотворение написано в виде монолога листьев. В его значении можно выделить несколько частей: отблески листьев на хвое, сравнение «тощей зелени» с ее красотой и решение лететь по ветру. Произведение состоит из четырех октав.

Жанр — лирическая поэзия.

Стихотворный размер: двухстопное амфибрако, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры: «сосны и ели. укутанные снегом и метелями, они спят», «мы светлое племя», «ненадолго остаемся на ветках», «зефирки ушли».

Эпитеты: «тощие овощи», «красное лето», «скучные ветки», «буйные ветры».

Сравнения: «зеленый, как иголки у ежа».

История создания

Анализ стихотворения необходимо начать с истории его написания. В 1821 году Федор Иванович отправился служить в Германию. Будучи дипломатом, поэт не забывал о своем таланте к поэтическому искусству. Важную роль в его «мюнхенских» произведениях играют философские мотивы. По-видимому, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, отстаивавшим идею единства противоположностей в природе. Через 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830), в которых нашли отражение идеи немецкого философа.

В 1879 году стихотворение было опубликовано на страницах журнала «Русская болтовня». По сей день она считается одним из лучших образцов философско-пейзажной лирики в русской литературе.

Тема

Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания. В анализируемом стихотворении автор развивает сразу две темы: тему свободы и противопоставление холодного спокойствия бунтарской природе. Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечивая листья. Лирический герой произведения практически не проявляет себя, он сливается с образом листьев, поскольку полностью разделяет его взгляды.

В первых двух строфах стихотворения листья говорят, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по его мнению, никогда не кажется живой. Листья не могут понять, как можно спать всю зиму, закутавшись в метель. «Племя Света» откровенно восхищается собой: «мы. цветем и сияем». Листья помнят, как играли с солнцем и купались в летней росе.

Веселое настроение зеленой компании меркнет, когда он понимает, что на пороге осень. Листья оглядываются и видят, что все вокруг них поблекло, побледнело, а птицы замолчали. «Племя света» не хочет желтеть, поэтому решает лететь по ветру. Сейчас ветки как бы «заскучали» по листьям, поэтому они стараются как можно скорее улететь.

В виде листьев можно увидеть человеческую природу. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым достижениям и свободе. Хвоя пихты символизирует противоположный характер человека.

Основная мысль образно выражена в строках: «тогда зачем нам вешать трубку и желтеть по пустякам?».

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога листьев. По смыслу можно выделить две части: отблески листьев на хвое, сравнение «тощей зелени» с ее красотой и решение лететь по ветру. Формально произведение состоит из четырех октав (октав).

Поэтический размер — двухфутовый амфибрак. Ф. И. Тютчев использовал перекрестные рифмы АБАБ, мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – лирическая поэма, так как в ней отражены мысли и переживания, волнующие лирического героя.

Средства выразительности

Для оригинальной трактовки философской темы Федор Иванович использовал различные выразительные средства. С помощью них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

В стихотворении преобладают метафоры: «сосны и ели.. укутанные снегом и метелями, они спят», «мы светлое племя», «ненадолго остаемся в ветвях», «зефиры ушли». Последние штрихи «наносятся» с помощью эпитетов: «тощая зелень», «красное лето», «тусклые ветки», «буйные ветры». Сравнение: «зеленый как иголки ежа».

В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчеркивается с помощью согласных «с», «ж» («так зачем нам вешать трубку и желтеть зря?»), а их целеустремленность передается цепочкой слов с согласной «р» («Скорее, скорей!, Скорей, увези нас…»).

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть