Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова

Анализ стихотворения «Когда колеблется желтоватое поле» Лермонтова

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда в смятении желтоватое поле» отражает мысль о том, что человек может обрести счастье и приблизиться к Богу только в гармонии с природой. Полный и краткий разбор «Когда дрожит желтое поле» по плану будет полезен при подготовке к уроку литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением этого анализа рекомендуем прочитать стихотворение Когда волнуется желтоватое поле.

История создания — написана в петербургской тюрьме в 1837 году. Опубликована в 1840 году.

Тема — связь природы с духовным развитием человека.

Композиция – период, состоящий из 4 строф. Три строфы — это описание природы глазами лирического героя, последняя строфа — философское размышление.

Жанр — лирическая поэзия.

Стихотворный размер — шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой, в последней строфе — кольцевая рифма.

Эпитеты: прохладный лес», «сладкая тень», «малиновая слива», «ленивый сон», «загадочная сага», «ледяной ключ», «душистая роса», «розовый вечер», «серебристый ландыш», « золотой час», «земля мира”.

Олицетворение: «поле волнуется», «слива прячется», «ландыш кивает», «ключ стучит и лепечет”.

История создания

В 1837 г., после написания поэмы «Смерть поэта», посвященной смерти А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов был задержан на время расследования дела и вынесения решения. В петербургской тюрьме были созданы замечательные строки из поэмы «Когда колеблется желтое поле». Поэт писал ее углями на бумаге, в которую заворачивали еду. Именно там, в заключении, он ощутил всю прелесть единения с природой, наслаждаясь простым, но не всем доступным свободным миром природы.

Объемное изображение пейзажей, принадлежащих разным временам года, подчеркивает, что написанное было не результатом наблюдения за таким изображением, а, скорее, идеей, созревшей в авторском воображении. В 1840 г оно было опубликовано в сборнике стихов М.Ю. Лермонтов.

Тема

Связь природы и духовного мира человека. Сочное и яркое описание природы подытожено в философском заключении и душевных переживаниях лирического героя. Проблема в том, что без связи с природой, дающей человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценное существование. В этом стихотворении мир природы является своеобразным путем к духовному развитию, к пониманию и единению с Богом. Идея: человек может переживать моменты счастья в единении с природой, это проводник человека, его связь с божественной силой.

Вот что хотел показать автор, он осознал эту истину, когда ему было недоступно простое любование родной природой. Воспоминания о беззаботном детстве, лучшие пейзажи, запечатленные в памяти автора, переданы лирическим героем в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко обнаруживает свое присутствие в последней строфе, когда он узнает свое утешение и свое осознание счастья в единстве с природой. Для него она невидимый мост к Богу, к душевному покою и утешению от забот.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех строф (по 4 строки в каждой), синтаксически объединенных в одно предложение — точку. Это делает его особенно динамичным. Зависимыми частями предложения являются все стихотворение, кроме последней строфы. Следовательно, они ведут к философскому осознанию лирическим героем того, что происходит в его душе, когда «колеблется поле», «кивает ландыш», «запинается ключ саги». Первые три строфы начинаются со слова «когда», последнее четверостишие — «тогда», что подчеркивается анафорой во второй строке (см бог). В первых трех четверостишиях автор рисует волнующие образы природы, в последней строфе — внутренний мир лирического героя.
Стихотворение написано шестистопным ямбом (в последней строке 4 стопы), иногда они «теряются» из-за длинных слов, это создает особый ритм и стих, характерный для многих стихотворений Лермонтова.

Жанр

Это лирическая пейзажная поэма с философским обобщением в последней строфе. Его нельзя считать просто пейзажным, благодаря наличию в последней строфе основной мысли выражена философская направленность. Стихотворение также нельзя отнести только к философской лирике, оно содержит полноценный пейзажный сюжет, прекрасный по своему содержанию.

Средства выразительности

В творчестве Лермонтова много ярких эпитетов («свежий лес», «сладкая тень», «малиновая слива», «ленивый сон», «загадочная сага», «ледяной ключ», «душистая роса», «розовый вечер», « серебряный ландыш», «золотой час», «мирная земля»), что заметно выделяется среди других стихотворений этого периода. Образы, описанные автором, предстают перед читателем очень яркими, благодаря его «щедрости» изобилует олицетворениями: «поле волнуется», «слива прячется», «ландыш кивает», «ключ стучит и журчит”.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть