Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина «К морю

А. Пушкин восхищался морем, потому что в свободной и могучей стихии чувствовал свою душу. Этой стихии было посвящено стихотворение «К морю», которое поэт написал во время ссылки на юг: произведение отражает его стремление к свободе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким разбором «К морю» по плану, который пригодится на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, мы рекомендуем вам прочитать стихотворение Al mar.

История создания: произведение написано в 1824 году, работу над ним поэт начал накануне отъезда из Одессы и завершил в Михайловском.

Темой стихотворения является тема свободы, преклонения перед морем, водной стихией.

Композиция — По смыслу стихотворения можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает свое восхищение, рассказ о том, что он испытал у моря, рассказ об известных людях и фактах, связанных с море . Произведение состоит из четырех и пяти строк.

Жанр — элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, перекрестная рифма АВАВ, примерно в пяти строках – кольцо АБВА.

Метафоры: «накатывающиеся волны», «голос из бездны», «увлеченный могучей страстью», «угасал Наполеон», «плакал о свободе».

Эпитеты: «свободная стихия», «глухие звуки», «мятежные порывы», «смиренная свеча», «унылый и неподвижный берег», «торжественная красота».

Сравнения: «Как унылый ропот друга, как его зов в час прощанья, твой грустный шум», «как шум бури, от нас ушел другой гений».

История создания

С 1820 г. А. Пушкин находился в ссылке с юга. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция угнетала его. Александру Сергеевичу удалось пересесть в Одессу, где он впервые увидел море. «Свободная стихия» сразу пленила поэта свободой и величием. Морское побережье стало излюбленным местом, куда поэт отправлялся предаваться самым сокровенным мыслям.

В 1824 году Пушкин получил разрешение вернуться на родину. Перед отъездом он начал писать стихотворение на прощание с морем. Он понимал, что из-за строгого режима у него вряд ли будет возможность снова побывать на море. Анализируемая работа выполнена в Михайловском.

Можно сделать несколько предположений, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрыты за метафорическими стихами.

Тема

Главной темой стихотворения является красота и мощь морской стихии. В его контексте разрабатываются проблемы свободы, любви и поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощена в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.

В центре произведения лирический герой и море. В первой строфе лирический герой обращается к водной стихии с напутствием. Кроме того, Пушкин создает зарисовки пейзажей, наполненных не только зрительными, но и слуховыми образами. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приезжал на побережье, «мы томимся с заветным намерением». В эти минуты море стало чутким другом, — ответил поэт. В водной стихии лирического героя тянет к свободе, упрямству, властности.

У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не скрывает, что пытался сбежать с берега, но не смог, потому что был «захвачен мощной страстью». В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставлен морю, оно кажется герою унылым и неподвижным.

Постепенно монолог лирического «Я» наполняется образами людей, ставших важными в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душу героя поражает воспоминание о скале, куда был отправлен Наполеон. Несколько строф посвящены Байрону. Поэт называет его гением, «властителем дум», певцом моря. Лирический герой восхищается силой, неукротимостью Байрона, считая, что этот человек создан самим морем.

В последних строфах повторяются напутствия. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, унесет с собой частичку его духа.

Композиция

Анализируемое произведение представляет собой монолог-речь лирического героя. Что касается смысла, то в поэме можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает свое восхищение, откровения лирического героя о том, что он жил у моря, рассказ о прославленных персонажах и факты, связанные к морю. В произведении чередуются четыре и пять строк.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В работе представлены два вида рифмы: крест АБАБ и кольцо АББА.

Жанр

Жанр – элегия, так как лирический герой опечален предстоящей разлукой моря. Есть в стихотворении и элементы сообщения: обращения к морским просторам.

Средства выразительности

Чтобы передать внутреннее состояние лирического героя и воспроизвести красоту морских просторов, Александр Сергеевич использовал выразительные средства. В тексте присутствуют метафоры: «накатывающиеся волны», «голос из бездны», «увлеченный могучей страстью», «угасал Наполеон», «оплакивал свободу»; эпитеты «свободная стихия», «глухие звуки», «мятежные порывы», «смиренная свеча», «унылый и неподвижный берег», «торжественная красота»; сравнения: «Как грустный ропот друга, как его зов в час прощанья, твой грустный шум», «как шум бури, другой гений удалился от нас». С помощью метафор поэт создает оригинальные образы всемирно известных персонажей.

Шум морских волн передается через аллитерацию «ч», «с», «ш»: «В последний раз я слышал твой грустный шум, твой манящий шум».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть