Анализ стихотворения «Жираф» Гумилёва
Анализ стихотворения Гумилева «Жираф
В 11 классе школьники изучают творчество Н. Гумилёва. Многие его работы удивляют оригинальными экзотическими образами. Не стало исключением и стихотворение «Жираф», которое поэт создал под впечатлениями от поездки в Африку. Предлагаем вам ознакомиться с кратким разбором «Жирафа» по плану.
Краткий анализ
История создания — произведение написано в 1907 году, под впечатлением от путешествия в экзотические страны.
Тема стихотворения – печаль женщины и рассказы о таинственных далеких землях.
Композиция: стихотворение – монолог лирического героя, обращенный к грустному слушателю. Что же касается смысла, то он разделен на две части: описание печальной женщины и рассказ о загадочных землях, в центре которого образ жирафа. Формально стихотворение состоит из пяти четверостиший, постепенно развивающих центральные мотивы.
Жанр — элегия.
Стихотворный размер — пятистопный амфибрако, перекрестная рифма АВАВ.
Метафоры: «..узор, которому смеет соответствовать только луна, сминающая и качающаяся на влаге широких озер», «много чудесного видит земля».
Эпитеты: «стройные руки», «изящная стройность», «загадочные страны», «изысканный жираф».
Сравнения: «вдали — как цветные паруса корабля», мчится, «как радостный птичий полет».
История создания
История создания анализируемого стихотворения связана с авантюризмом Н. Гумилева. Поэт любил поездки на Восток, в Турцию и Африку. Культура и природа этих стран сильно отличается от русской, поэтому он не мог оставить поэта равнодушным. Так в его лирике появились экзотические мотивы. «Жираф» был написан в 1907 году, а уже в 1908 году Николай Гумилев включил его в сборник «Романтические цветы». Этим сборником поэт показал, что его лирический герой может быть разным: отшельником, созерцателем, проигравшим игроком и, наконец, путешественником. Последнее мы видим в анализируемой работе.
Тема
Автор развивает тему экзотических стран, обрамляя ее рассказом о женской печали. В центре произведения три основных образа: лирический герой, его слушатель и жираф. Строки написаны от первого лица.
Начальные строки представляют собой вступительную часть, показывающую, что побудило лирического героя рассказать историю о далеких землях. Лирический герой видел, что женщина особенно грустила. Неизвестно, кто скрывается под женским образом: жена или сестра. Чтобы подбодрить ее, герой решил рассказать ей о жирафе.
Он говорит, что животное живет в озере Чад. Видно, что жираф очень нравится лирическому герою, ибо первое, что он замечает, это изысканный внешний вид животного, «изящную стройность» и волшебные рисунки на коже. Последние ассоциируются у поэта со светом луны, падающим на воду. Завораживают героя и очертания жирафа, плавность его бега.
Образ экзотического животного наталкивает лирического героя на прекрасные воспоминания о далеких землях. Он рассказывает женщине непривычные для нас вещи. Вскоре рассказчик останавливается, видя, что не может ободрить слушателя. Вместо этого она начала плакать. Можно предположить, что печаль обострилась из-за того, что героиня была заточена в тумане и очень сожалеет, что не смогла увидеть всего, что услышала.
Благодаря интересной трактовке экзотических мотивов поэма заняла видное место в русской литературе.
Композиция
При анализе стихотворения обращает на себя внимание композиция. Что же касается смысла, то он делится на две части: рассказ о грустной женщине и рассказ о жирафе, таинственных землях. Первая часть обрамляет вторую, хотя и гораздо меньшего объема. Формально произведение разделено на пять четверостиший.
Написан пятистопный амфибрако «Жираф». Н. Гумилев использовал перекрестную рифму АБАБ.
Жанр
Произведение можно определить как элегию, поскольку в нем представлена размеренная история лирического героя, а некоторые стихи «окрашены» грустным настроением.
Средства выразительности
Автор использует выразительные средства для передачи настроения героини произведения, а также для воссоздания экзотических образов. Трассы удивляют оригинальностью.
В тексте есть метафоры: «..узор, которому смеет соответствовать только луна, давящая и качающаяся на влаге широких озер», «много чудесного видит земля»; эпитеты: «стройные руки», «изящная стройность», «загадочные страны», «изысканный жираф» и сравнения: «вдали она, как цветные паруса корабля», несущаяся, «как радостный полет птицы».
Психологические акценты расставляются с помощью интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: восклицания и риторические вопросы, бреши. Аллитерация придает выразительность некоторым стихам. Например, в первой грусть героини подчеркивается цепочками слов с согласными «ж», «з», «с»: «Сегодня я вижу, что твои глаза особенно грустны».