Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова

Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова

В девятом классе школьники изучают творчество М.Ю. Лермонтов. Строки из хрестоматийного произведения «И скучно, и грустно…» остаются в памяти надолго. Стихотворение относится к философско-гражданской лирике, а основной мотив — разочарование в жизни, скептический взгляд на окружающее. Предлагаем ознакомиться с кратким разбором «И скучно, и грустно» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением этого анализа рекомендуем вам прочитать стихотворение Да скучно да грустно.

История создания — написана в 1840 году, когда 27-летний Лермонтов переживал кризис в карьере и личной жизни.

Тема стихотворения – одиночество, размышления о сути человеческой жизни.

Композиция — Произведение представляет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желаниях, любви и страсти. В конце автор делает краткий вывод. Формально стихотворение состоит из трех четверостиший, что соответствует содержанию.

Жанр — элегия.

Стихотворный размер: амфибрако в три, четыре и пять футов, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры: «минута душевной невзгоды», «желать вечности», «годы идут», «твоя сладкая болезнь исчезнет со словом разума».

Эпитеты: «лучшие годы», «и радость, и мука, и все ничтожно».

История создания

Сегодня русскую литературу трудно представить без творчества М.Ю. Лермонтов. Однако сам поэт несколько разочаровался в своем таланте. Он считал, что никогда не станет таким великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже разбились вдребезги, так как война закончилась в 1812 году, и теперь проявить себя было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Поэт не раз влюблялся, но отношения были недолгими. До самой смерти он питал теплые чувства к Варваре Лопухиной, но жить вместе им было не суждено. Неудивительно, что на протяжении всей жизни поэт чувствовал себя одиноким. В его поздних стихах все чаще возникают проблемы одиночества и пустоты бытия. Его работы источают пессимизм и уныние. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 году.

Тема

В фокусе внимания автора находится тема одиночества, которая постепенно смешивается с проблемами разочарования в жизни, сути жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. При чтении стихотворения воображение рисует человека, сумевшего испить горький глоток из чаши жизни.

Уже в первых стихах звучит причина одиночества: «некому протянуть руку». Это особенно тягостно для человека в трудную минуту. Лирический герой уже успел добиться того, что не каждое желание сбывается, поэтому он может желать вечно, но безрезультатно.

Во второй строфе он раскрывается еще больше, начиная разговор о любви. Видно, что его личный опыт был печальным, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Также невыносимо герою оставаться наедине с самим собой, так как все внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел до того, что страсти представляют собой иллюзию, легко рассеиваемую под влиянием разума. Поэтому не стоит предаваться им и даже серьезно относиться к страстям. Финальный аккорд в размышлении — вывод, что жизнь — это всего лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова У. Шекспира: «Вся наша жизнь — игра».

Композиция

Анализируемое стихотворение представляет собой монолог-рассуждение автора. Он разделен на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого существования: желаниям, любви, страстям. В последних двух строчках автор наконец подводит черту под сказанным. Формально произведение разделено на три четверостишия.

Стихотворение написано строками разной стопы: амфибраками трех-, четырех- и пятифутовой. М. Лермонтов использовал перекрестные рифмы АБАБ, мужские и женские рифмы.

Жанр

Произведение можно определить как элегию: это грустные размышления о реальной проблеме человека. Причина разочарования ясно выражена в стихотворении.

Средства выразительности

В стихотворении автор использует разные выразительные средства. Они играют важную роль в создании образа лирического героя, показывая его внутренний мир и воспроизводя его эмоциональное состояние.

В тексте присутствуют метафоры: «время душевных невзгод», «всегда желающий», «годы проходят», «сладкая болезнь твоя со словом разума исчезнет», эпитеты: «холодное внимание», «лучшие годы», «и радость, и мука, и всё там ничтожно. ‘пустая и глупая шутка’; Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так и те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются с помощью интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: восклицания и риторические вопросы, бреши. Аллитерация придает выразительность некоторым стихам. Например, в первой строфе автор связывает слова с согласными «ж», «з», «с», «з»: «Пожелания!… Что толку желать напрасно и навеки?..».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть