Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева
Анализ стихотворения «Есть в первозданной осени» Тютчев
Федор Иванович Тютчев – известный мастер естествознания. Его работы напоминают красочные зарисовки изменений окружающего мира: зимние узоры, теплый летний ветерок, чудесная осень, когда природа только начинает увядать. О последнем поэт говорит с особой заботой и умиротворением. Ознакомившись с кратким анализом «Есть в самобытной осени» по плану, шестиклассники смогут оценить мастерскую передачу чувств и ощущений через русский поэтический язык. Краткий анализ произведения поможет им легко справиться с заданиями по письмам Тютчева на уроках литературы.
Краткий анализ
Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем ознакомиться со стихотворением «Сено в начале осени.
История создания: поэма написана в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву.
Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.
Композиция: стихотворение состоит из трех четверостиший.
Жанр: лирическая поэма.
Стихотворный размер: размер строк ямбический, рифма перекрестная.
Метафоры: «И разливается чистая теплая синева».
Эпитеты: «веселый серп», «поле покоя».
Сравнения: «..день как стекло».
Персонификации: «…серп ходил…».
Синекдоха: «. отвалилось ухо».
История создания
Говоря об истории создания произведений Тютчева, следует помнить, что поэт много времени проводил в дороге, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение написано в 1857 году в августе, когда все живое готовится к наступлению осени.
Тютчев с дочерью ехали из Овстуга в Москву, когда на него нашло вдохновение. Он начал строчить стихи на листе бумаги со списком дорожных расходов. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а выбоины на дороге не дают ей сосредоточиться, дописала под его диктовку вторую часть новорождённого стихотворения.
Впервые это произведение было опубликовано годом позже в журнале «Русский разговор».
Тема
Стихотворение «Есть в первозданной осени» относится к пейзажной лирике.
Прочитав стихотворение «Есть в подлиннике осень», трудно поверить, что его автор не любил осень. Тютчев в это время года наводил тоску, понимая, что жизнь — явление скоротечное. Но в этом стихотворении поэт описывает чудесный момент, когда природа готовится поддаться власти холодной зимы и словно замирает во всем своем великолепии.
Тема произведения — осенняя природа. Но для пейзажной лирики Тютчева характерно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в этом произведении есть вторая тема: размышления о жизни.
Стихотворение вызывает ряд вопросов:
- Отношения между человеком и природой. Начало осени прекрасно, но приближается морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но молодые годы остались позади, а старость неумолимо приближается.
- Работа и человек. Работа крестьянина непростая, но она наполняет жизнь смыслом.
- Смысл жизни. Приход осени благоприятствует обобщению итогов уходящего года, оценке его со стороны.
Композиция
Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из которых выступает как самостоятельная пейзажная зарисовка. Однако полнота и истинный смысл четверостишия обретаются только при прочтении всего стихотворения целиком.
Стих написан многостопным ямбом. В первых двух четверостишиях рифма перекрестная, в третьем – круговая. Чередуются мужские и женские рифмы. Это создает впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность состояния природы.
Жанр
Это лирическое стихотворение, в нем яркое эмоциональное начало. В нем отражены мысли и чувства лирического героя, его восхищение тихими и теплыми днями и ночами осени.
Тютчев — поэт «чистого искусства», не понимающий засилья социальных тем в поэзии. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных течения: реализм и романтизм. Поэтому его линии написаны точными образами окружающей природы, сочетающимися с эмоциональным состоянием автора.
Средства выразительности
Тютчев известен использованием изысканных средств выражения поэтически богатого литературного русского языка. Для создания в стихотворении подлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные средства:
- Изящные эпитеты: «..лучистые полдни», «..полный жизни серп…», «..в праздной борозде», точно передающие высшую степень восхищения окружающей природой.
- Метафоры: «И переливается чистая теплая синева», «..паутинки тонких волос».
- Персонификации: «…поле покоя…», «…шел серп…».
- Сравнения: «. день подобен стеклу», то есть прозрачному, хрупкому, неосязаемому как для поэта, так и для его читателя.
- Синекдоха: «. отвалилось ухо»
В произведении два момента, что создает ощущение недосказанности и возможность «поразмыслить», представить любому из читателей свой «оригинальный» образ осенней поры.