Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

Анализ поэмы Лермонтова «Бородино

Поэма «Бородино» М.Ю. Лермонтов описывает события Бородинского сражения. Представление происходит от имени простого солдата. Это произведение является своего рода диалогом между поколением Лермонтова и поколением героев Отечественной войны 1812 года. Полный анализ и краткий анализ «Бородино» по плану будет полезен при подготовке к уроку литературы в 5 класс.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бородино.

История создания — написана в 1837 году в честь 25-летия победы в Отечественной войне 1812 года.

Тема – подвиг русского народа в Бородинском сражении.

Композиция – 14 строф в форме повествования о лирическом герое солдата, ставшего свидетелем событий.

Жанр: лирическая поэма, баллада, народная ода.

Стихотворный размер представляет собой многостопный ямб со смешанной формой рифмовки.

Метафоры: «встанем с головой», «проломим стену», «падла тень», «отец воинов», «сон в сырой земле», «гора тел”.

Эпитеты: «страшный бой», «кровавые тела», «дальний бой», «долгий вой», «могучее и изящное племя”.

Синекдоха: «французы возрадовались», «рука сражающихся», «враг постарался», «французам дано”.

Олицетворение – «визг выстрела», «звенел булат», «треск барабанов”.

Сравнение: «земля тряслась, как наша грудь», «французы двигались, как облака», «знамёна несли, как тени”.

Гипербола — «устала колоть рука дружинников, и гора окровавленных тел мешала лететь ядрам», «земля дрожала…», «кони, люди и залпы тысяч орудий смешались во множестве… », «тогда начинаем считать раны”.

История создания

Стихотворение было написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года в 1837 году. В том же году оно было напечатано в журнале «Современник». Идея написания произведения возникла у автора в 1832-1834 гг. Решающую роль сыграли воспоминания родственника поэта — Афанасия Алексеевича Столыпина, приходившегося братом бабушке Лермонтова. Многие детали заимствованы из его рассказа, да и сама личность рассказчика присутствует в поэме. Знаменитый образ безымянного полковника из стихотворения, по некоторым источникам, стерт с личности Петра Багратиона – выдающегося полководца, проявившего себя в боях с французами.

Тема

Стихотворение написано ярким образным народным языком, в нем раскрывается субъективный взгляд на битву у села Бородино, имевшую решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – отображение мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значение простых воинов, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразителен и документально точен, он изображает события легендарной битвы, добавляя бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску, атмосферу всеобщего патриотизма. Основная идея произведения — сила России в народе, в патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения — показать героическое прошлое своей страны.

Композиция

Стихотворение написано в форме рассказа пожилого солдата, который был очевидцем и участником событий Бородинского сражения. Лирическое повествование, состоящее из 14 строф, существенно разделено на описание подготовки к битве и самой битвы. Композиция перстня определяется тем, что поэма начинается и заканчивается словами старого солдата, его отношением к современному поколению и событиями того рокового дня. «Бородино» написано многостопным ямбом, в сочетании с особой рифмовкой строф (парная + ААБВВБ кольцо), это придает повествованию сказочный вид. Такие стихи легко воспринимались и запоминались на слух, что привело к быстрому распространению произведения в народе.

Жанр

Жанр «Бородино» считается лирической поэмой. Многие исследователи определяют его как народную балладу или оду. Все эти определения верны. Близость к балладе свидетельствует о наличии повествовательного характера, народной оды — прославления славы и патриотизма русских воинов. Стихотворение изобилует приемами звукозаписи, красочно передающими образы боя, звуки ударов, выстрелов, рукопашных схваток. Специальная лексика, использованная в поэме, подчеркивает реализм повествования и знание рассказчиком воинских тонкостей: «булат», «телега», «редут», «картечь», «кивер”.

Средства выразительности

Весь рассказ состоит из ярких образов, сочных выражений и красочных сравнений. Гипербола в поэме — наиболее яркий пример выразительности и средства образного описания батальных сцен: «Рука бойцов устала колоть, и гора окровавленных тел мешала лететь пулям», «земля дрогнули»…», «кони, люди и залпы тысяч орудий смешались в кучу…», «Тогда стали считать раны”.

Эпитеты завершают картину сражения: «грозное сражение», «кровавые тела», «дерзкое сражение», «долгий вой», «могучее и доблестное племя”.

Встречайте в олицетворении произведения «визг картечи», «звук булатной стали», «скрипели барабаны». Они создают эффект того, что в битве принимают участие даже неодушевленные предметы. Живописные сравнения «земля тряслась, как наша грудь», «французы двигались, как облака», «знамёна несли, как тени» подчёркивают масштаб действия.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть