Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел

Стихотворение Лермонтова «Ангел» относится к раннему периоду творчества и было написано, когда поэту было 16 лет. В основе стихотворения детская колыбельная. Это произведение изучается на уроках литературы в 7 классе, в подготовке которых поможет полный и краткий разбор «Ангела» по плану.

Краткий анализ

Прежде чем читать этот анализ, мы рекомендуем вам прочитать стихотворение Анхель.

История создания: Поэма написана в 1831 году на основе воспоминаний поэта о матери.

Тема — тема человеческого одиночества, поэта и толпы, тема веры.

Композиция представляет собой четыре четверостишия, которые описывают историю начала земной жизни новой души.

Жанр — элегия.

Стихотворный размер – это многостопная амфибрака (преимущественно трехстопная), парная рифма (AABB), женские и мужские рифмы.

Метафоры: «и месяц, звезды и тучи скопом», «мир печали и слез”.

Эпитеты: «чудесное желание», «юная душа», «святая песня», «безгрешные души», «райские сады», «искренняя хвала», «скучные песни”.

Антитеза – «скучные песни земли» и «святая песня ангела”.

История создания

Достоверно неизвестно, что побудило автора создать поэму «Ангел». По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери, Марии Михайловны, умершей, когда мальчику было три года. Ее колыбельную, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь. Написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 г.), стихотворение было отобрано поэтом для публикации в его единственном сборнике стихов. Оно было очень значительным для автора, имело определенный смысл и особый характер для всего творчества поэта. Впервые она была опубликована в 1839 году. Образ матери, несущей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который становится главным героем поэмы.

Тема

Поэма затрагивает несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества проходит через все творчество Лермонтова: поэт, талант, изгнанник, всегда один; непонимание и осуждение, зависть и презрение — удел талантливого человека. В поэме упоминается, что «юную душу» ждет «мир печали и слез», «песни земли» ее не заинтересуют, она иного рода. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ибо душа всю жизнь томилась желанием создать те дивные мотивы, что когда-то услышала, счастья человеческого не найти с высокой целью, непонятной простым людям. Тема веры особенно ярко выражена в стихотворении. Ангел поет Богу живой хвалой, «не притворной», чувствуется иная реальность, лучше спрячь человека. Лирический герой покорно отдает свою душу миру, где его ждет земная жизнь, понимая, какая это будет нелегкая судьба. Он исполняет волю Всевышнего, то есть приказ. Основная идея поэмы — показать рождение новой души, чьей обязанностью будет описание красоты и величия мира, которые ему когда-то показал ангел.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех строф, объединенных общим сюжетным ходом. В первой строфе лирический герой передает образ неба, где летит ангел, поет песню, его «слышат» луна, звезды и облака. Вторая строфа говорит о содержании ангельских песен. Третье – создать образ, в котором ангел несет новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнется. В заключительной строфе сосредоточена неразрешимая проблема: этот человек всю жизнь будет томиться в поисках: «и звуки небес не заменить скучными песнями земли». Стихотворение написано в романтическом направлении.

Поэтический размер — амфибрак в несколько футов, чаще всего в три фута. Рифмы — паровая баня (AABB). Эта комбинация рифмы и размера очень музыкальна, плавна и похожа на песню. Неудивительно, что многие композиторы положили произведение на музыку.

Жанр

Творчество молодого автора можно отнести к жанру элегии (грустные размышления на философские темы). Принадлежность к элегии подтверждается и наличием возвышенного стиля, схожей лексикой, пением, общим пафосом стихотворения.

Средства выразительности

Традиционны для Лермонтова образно-одушевленные эпитеты: «чудесное желание», «юная душа», «песнь священная», «души безгрешные», «райские сады», «искренняя хвала», «скучные песни». Интересная метафора, объединяющая небесные объекты в «толпу», при этом луна, звезды и облака располагаются на небе. В первой и последней строфе стихотворения анафора придает ему музыкальность и элегичность: «и пела тихую песню, и месяц, и звезды, и тучи толпой…», «И томилась она в мире на долгое время, полное чудного желания, и звуки неба не могут быть заменены скучными песнями земли, которые могли бы быть ей даны…» Обращение к предложениям делает лирическое повествование более торжественным, возвышенное, помогает выделить важные мысли интонацией: «Он пел о великом Боге, и хвала Ему была искренней». Антитеза, подчиненная общей идее поэмы, подчеркивает контраст между «святой песней» ангела и «скучными песнями земли». Само описание «блаженства неба» противопоставляется миру «печали и слез», что придает элегии философский подход, связанный с библейскими мотивами.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть