Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского

Анализ стихотворения «Облако в штанах» Маяковского

Стихотворение «Облако в штанах» занимает особое место в творчестве Маяковского. Краткий анализ «Облака в штанах» поможет понять, что стихотворение состоит из четырех частей и носит революционный характер. Анализ работы можно использовать для подготовки к уроку литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением этого анализа рекомендуем прочитать стихотворение «Облако в штанах.

История создания: произведение написано в 1914 году, в этот период поэт был влюблен в Марию Денисову, но чувства его не получили отклика, а нашли воплощение в стихах. Впервые он был опубликован в 1915 году.

Тему поэмы можно назвать центральной темой любви, но к ней добавляется и тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя, наконец, отрицания Бога.

Композиция: стихотворение разделено на части, каждая из которых имеет свою тему, и если в первой части лирический герой надеется встретить свою любовь, а затем отрицает это чувство, то в последней он обвиняет Бога в невнимательности к человек, не подарил ему счастливой любви. Всего четыре части.

Жанр — поэма-тетрапсис.

Стихотворный метр — акцентный стих, в котором проявляется новаторство Маяковского как поэта.

Эпитеты: «уцелевший холуй», «засаленный диван», «размягченный мозг”.

Метафоры: «кровавая повязка на сердце», «и батистовая комната, офицер, достойный ангельской лиги“.

Гипербола: «просто сплошные губы не сделаешь“.

Сравнение: «мужчины, несвежие, как в больнице», «бабы, оборванные, как в пословице“.

Оксюморон — это пульс мертвых“.

История создания

Свое стихотворение Владимир Маяковский задумал еще до знакомства с Марией Денисовой, изначально оно должно было называться «Тринадцатый апостол». Но на самом деле история его создания начинается во время поездки футуристов в Россию. Знание красоты; его отказ вступить с ним в близкие отношения глубоко задел Маяковского и в то же время дал ему большой творческий импульс: стихотворение, начатое в 1914 году, он закончил в июле 1915 года. В том же году произведение, уже под названием « Облако в штанах» опубликовал Осип Брик. Второе издание вышло в 1916 году, и оба были строго ограничены цензурой.

Тема

Стихотворение Маяковского интересно еще и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, оно многотемно и остальное можно проследить по главам.

Итак, в первой главе лирический герой ждет свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), и это ожидание для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но все же готов выслушать слова Марии. Тема второй части — поэзия, которая, по Маяковскому, должна быть поэзией борьбы, но не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всей политической системы, которая жестока и бесчеловечна. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из оригинального названия поэмы — это человек, противостоящий учителям жизни.
Наконец, в четвертой части Маяковский снова возвращается к теме любви, на этот раз тесно связанной с темой Бога: поэт не только отрицает религию, но и издевается над самим Творцом, не давшим людям возможности счастливой любви. Лирический герой пытается передать свои чувства любимой, но остается с окровавленным сердцем.

Композиция

Работа состоит из четырех частей. Четырехчастная композиция стихотворения позволяет поэту рассмотреть все грани своих чувств и выразить свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простой крылатой фразой «Долой!» — и любовь, и современное общество, и сам Бог. В этом главный смысл и посыл всего произведения.

Жанр

Жанр этого произведения – стихотворение. Сам Маяковский говорил, что это «четыре крика из четырех частей». Он считал «Облако в штанах» катехизисом современного искусства: оно поистине новаторское по форме и бунтарское по содержанию.

Средства выразительности

Поэзия Маяковского была максимально острой: он использовал многочисленные выразительные средства, чтобы яснее донести до читателя свою мысль. «Облако в штанах», относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже кажется манифестом. Использование:

  • эпитеты: «жирный лакей», «засаленный диван», «размягченный мозг”;
  • метафоры: «взмах кровавого сердца», «и батистовая комната, офицер, достойный ангельской лиги“;
  • гипербола: «его не повернешь, так что сплошные губы“;
  • сравнения: «черствые мужики как больница», «оборванные бабы как пословица“;
  • оксюморон — «пульс мертвеца“.

Ритм стихотворения новаторский: использован модернистский подход, когда за ориентир берутся ритм марша и пульс. Все выразительные средства в нем использованы не для красоты слога, а для того, чтобы точнее и емче передать мысль, которую поэт вложил в свои строки.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть